Брендинг в системе (высшего) образования.
Сегодня в мире систему образования воспринимают все больше как сферу услуг, как коммерческую сферу услугу. Организации сферы образования воспринимаются не как храм знаний, а как предприятие, оказывающее услуги и дающее нечто больше, чем просто знания. При этом, качество оказываемых услуг, как ни парадоксально, давно не является тем основным фактором привлекательности Высшего учебного заведения. Потребитель, в основном молодежь, требует от ВУЗа еще и наличие определенного имиджа учебного заведения на рынке, т.е. «спроса на заведение», а также, активное участие в определенных аспектах государства как со стороны заведения, так и со стороны учащихся. Еще интересную студенческую жизнь, отличие от других, подчеркивание своего «Я»
Реклама о качественном образовании это 20ый век. Сегодня 21ый. «Качественное образование» является ценностью в основном для родителей. А для потенциальных потребителей, молодежи, это не всегда (был) первый ключевой фактор выбора места обучения. Потребитель желает нечто большее, чем просто знания. В связи с чем, сегодня привлекательный образ учебного заведения начал выходить на первый план, а продвижение комплекса образовательных услуг стало одной из важнейших задач учебных заведений.
Причины - престиж государственного образование падает, а желание потребителя быть успешным самому или видеть преуспевающим своего ребенка сегодня все чаще и чаще приводит их в негосударственные ВУЗы и школы, на платные курсы и профессиональные тренинги. Закон рынка работает безотказно и здесь – спрос рождает предложение, поэтому на сегодняшний день можно наблюдать огромное количество частных образовательных учреждений. Большое число участников рынка обуславливает существование серьезной конкуренции: на рынке системы образования Казахстана и Кыргызстана действуют более 1000 частных средних и высших учебных заведений и тренинговых центров. В таких жестких условиях грамотное и отличительное продвижение своего продукта может стать решающим фактором успешной деятельности.
Следует отметить, что в большей или меньшей степени технологии продвижения используются в любом образовательном учреждении, однако мероприятия носят бессистемный, фрагментарный характер и часто сводятся к сезонным рекламным объявлениям и участию на выставках. Для эффективного функционирования и развития образовательного учреждения в системе открытого образования этого недостаточно. PR-усилия должны осуществляться на стратегической основе и соответствовать задачам менеджмента в организации.
Сложность в том, что задачи, которые встают перед руководством того или иного ВУЗа, имеют двоякий характер. С одной стороны, частное образовательное учреждение должно предоставлять качественное образование, с другой – повышать собственную прибыль. Иногда выполнение одной задачи может наносить вред другой. Эффективно сочетать достижение и первой, и второй цели могут помочь технологии PR, в первую очередь путем создания сильного бренда на рынке предоставления образовательных услуг.
Чтобы стать БРЕНДОМ необходимо выстроить свое предложение (продукт), с учетом наиболее значимых для потребителя атрибутов, и поддерживать устойчивое качество товара, отслеживая изменения в запросах потребителей и товарах конкурентов. Предлагаемый продукт, кроме функциональных составляющих, обязательно должен сочетать эмоциональные качесвта, т.е. «живой образ».
И это надо поддержать PR технологиями:
- Обеспечить необходимые коммуникации, предъявить клиенту некоторый набор нематериальных ценностей – образ, обещание бренда, стиль бренда, легенда.
- Представить собственную систему ценностей.
Как это сделать:
1. этап исследования
- Аудит учреждения – SWOT, существующий имидж и др.
- Рынок труда – прогноз, тенденции, инновации, проблемы и т.д.
- Целевая аудитория (потребители) - (на кого конкретно будут рассчитаны информационные обращения, исходящие от организации).
- Предпочтения и ожидания целевой аудитории, не только по поводу образовании, но и другие сопутствующие направления.
- Конкуренты – деятельность, инновации, точки пересечения и т.д.
2. этап – Разработка Бренд концепции и PR стратегии учреждения, с учетом полученных аналитических данных.
3. этап. Ре5ализация.
4. этап. Мониторинг.
У брендированных учреждений более выигрышные позиции по сравнению с конкурентами, потому что:
1. Стабилизируются все бизнес-потоки (финансовых, материальных и нематериальных ресурсов);
2. минимизируются риски потоков и затраты на разработку и внедрение новых проектов (старт новой услуги не "с нуля");
3. доля рынка становится устойчивой и предсказуемой (растет число лояльных потребителей);
4. возрастают возможности привлечения внебюджетных средств.
http://www.facebook.com/brandchakiev