все статьи компании
Компания:
группа компаний "VITA-sport"

Обзор регионального рынка спортивной одежды в Челябинской области


Для тысяч южноуральцев спорт сегодня больше, чем просто увлечение. По данным регионального Минспорта, число культивируемых видов спорта в Челябинской области давно перевалило за сотню, а количество постоянно занимающихся спортом или физкультурой составляет почти 800 тысяч человек. Для них это уже life-style. С ростом популярности здорового образа жизни  растут и продажи спортивной экипировки. Причем, по мнению экспертов, этот сегмент рынка будет расти и дальше. Вопрос только в том, кто в дальнейшем обеспечит ему рост: «импортеры» или все-таки отечественные производители, которые, к слову занимают неплохие позиции в нише качественной и недорогой спортивной одежды.
 
Фабричный не Китай
Не смотря на общий упадок в российской и в частности южноуральской легкой промышленности, рынок спортивной одежды является одним из самых динамично развивающихся. По крайней мере, за последние 5 лет в Челябинской области все ранее созданные компании устояли, а вновь появившиеся смогли выжить и даже выйти на российский и международный уровень. На сегодняшний день рынок спортивной экипировки в регионе представляют такие компании, как «Лидер», Rommax, Medal, «Альбика», VITA-sport и SWAN Wear.
Самой крупной из них, пожалуй, является челябинская фабрика «Аппарель», входящая в группу компаний «VITA-sport». Не смотря на то, что предприятие было организовано только в 2009 году, оно успело прочно встать на ноги и занять свое место под солнцем. Сейчас в числе клиентов компании многие челябинские спортивные клубы и команды. Хотя, ставку на них в компании не делают
- Нам проще сшить несколько сотен костюмов одного размера, чем 20 разного размера. Это же ломает производственный процесс, - говорит Владимир Ципордей, генеральный директор группы компаний «VITA-sport». - Не участвует фабрика и в различных тендерах, которые для других производителей, возможно, являются основным источником доходов. Нас интересуют большие объемы. Мы ориентируемся не на мелкие заказы региональных спортивных школ и любительских команд, а на масштабные российские спортивные проекты и крупные оптово-розничные сети.
Производство на фабрике запланировано на полгода вперед. География продаж продукции швейной фабрики «Аппарель» не ограничивается региональным и российским рынком – изделия (ассортимент включает порядка 30 наименований, моделей же - сотни) экспортируется в Испанию, Великобританию, Латвию, Черногорию, США и другие страны.
По словам первого лица компании, главным фактором для потребителя является соотношение цены и качества товара.
- Все хотят купить недорогую, но при этом качественную спортивную экипировку, - озвучивает аксиому Владимир Ципордей. - Еще один момент, который интересует заказчика, это оперативность. Она не менее важна, чем цена и качество.
 
Спортивный эксклюзив – в тираж
В большинстве своем южноуральские производители спортивной экипировки работают все же в формате ателье, а не фабрик. Такие «спорткомбинаты» в основном удовлетворяют нужды бюджетных организаций типа детско-юношеских спортивных школ и секций, а также любителей. К примеру, одна их из таких компаний-производителей - «Медал», которую создали выходцы из студии спортивной одежды «Rommax» Ирина Бычкова и Лилия Федотова, работает  именно на заказ. Правда, речь идет как о единичных изделиях - от любителей спортивного эксклюзива здесь не открещиваются -  так и о партиях, насчитывающих несколько десятков, а то и сотен изделий. Постоянные заказчики «Медала» - различные команды и региональный минспорт. Буквально накануне швеи ателье одели спортсменов сборной Челябинской области, которая отправилась защищать честь региона на Всероссийские летние сельские игры.
- Формат ателье в какой-то мере выгоднее – наша экипировка никогда не залеживается. У нас даже нет времени, чтобы создать свой каталог, - говорит Лилия Федотова, одна из учредителей ателье. – Это в начале было сложно с заказами. Мы сами обходили всех потенциальных заказчиков. Сейчас нас знают и доверяют.
Оборот, как признаются руководители бизнеса, по сравнению с крупными компаниями у них небольшой, но работы хватает. Тем более, что компания начала «экспансию» в соседние регионы: экипировку, сшитую в «Медале» сегодня можно встретить в Омской и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе.
Еще одно челябинское спортивное ателье, Swan Wear, и вовсе стоит среди остальных особняком. Семейное предприятие Валерия и Натальи Столбовских по пошиву спортивной экипировки появилось в 1994 году.  Семья бывших спортсменов-туристов, легко нашла свою нишу – пошив одежды для туристов, альпинистов и скалолазов. Конкуренцию им составляют, по большому счету, только ведущие мировые производители спецэкипировки и снаряжения.
- Топовая позиция нашего ателье – пуховики и спальники, - говорит Валерий Столбовский. - Настоящие пуховые изделия стоят дорого, потому сейчас производство пуховиков на конвейер не поставлено. Все, что есть в магазинах, как мы говорим, китаизация - массовый пошив сквозными строчками. О качестве там даже речи нет.
Сейчас это специализированное ателье шьет все: от детских конвертов до спальников и палаток. Есть в их послужном списке чехол на «буханку», навесные палатки для восхождения по вертикальной стене, экипировка для альпинистов, которые совершают восхождения на восьмитысячники.
 
Кто «настрочит» прибыль?
Не смотря на кажущуюся простоту, подводных камней в производстве спортивной экипировки много: от поиска выгодного оптового продавца тканей до банальных кадровых проблем.
- В нашей сфере катастрофически не хватает швей, конструкторов и дизайнеров, - констатирует Владимир Ципордей. – Это в советское время на производствах был отлажен процесс. Сейчас производственников старой закалки практически нет. А молодежь приходит сырая. Собственно, у нас сейчас подготовкой дизайнеров и конструкторов одежды никто и не занимается. Некогда в ЮУрГУ был факультет сервиса легкой промышленности, но его не стало: нет  в регионе фабрик и крупных швейных производств – зачем готовить специалистов? Аналогично обстоит ситуация и с механиками, обслуживающими оборудование...
Проблема кадров, кстати, одинаково, остро стоит как у крупных производителей, так и у частных ателье.
- У нас люди работают годами, - практически дублирует слова коллеги Валерий Столбовский. - Чтобы получить специалиста, особенно такого узкого профиля, как у нас, нужно чтобы он набивал руку, много шил. Именно шил, а не гнал обшивку для дивана.
Хотя, главная проблема, считают уже конечные потребители – спортсмены, в технологиях и, как следствие, качестве спортивной экипировки.
- Все упирается в ткани и технологии. Выбор современных тканей большой, но не думаю, что местные производители закупают самые дорогие из них, - считает Евгений Шестаков, начальник управления спорта информационно-аналитического отдела Министерства физической культуры, спорта и туризма Челябинской области. - Для массового спорта эти производства полностью себя оправдывают. А вот пошив специальной экипировки для спортсменов высокого уровня, мне кажется, им еще не по плечу. Вряд ли кто-то из челябинских производителей сможет сделать легкоатлетическую форму, как, например, «Мизуно», «Адидас» или «Найк». На эти компании работают целые институты, которые занимаются разработкой технологий.
Правда, парируют сами производители, «скопировать» технологии и сшить изделия, которые не будут по качеству и дизайну уступать лидерам мировой спортивной индустрии, они могут.
- Но себестоимость-то тогда у нас ниже не будет.  У «Найка», «Адидаса», «Рибока» и других крупных компаний производства расположены в Юго-Восточной Азии и Китае, где себестоимость благодаря дешевой рабочей силе получается низкой, - поясняет Владимир Ципордей. – Но при одинаковой стоимости покупатель выберет тот же «Адидас», а не российского производителя. Для многих «Адидас» как «Мерседес». Это все же раскрученный бренд, в котором они не сомневаются. Правда, нужно при этом понимать, что те супертехнологии, о которых мы слышим из рекламы, это, в основном маркетинговые ходы. Нужно же поддерживать у потребителя интерес и спрос на продукцию.
Кстати, благодаря тому, что среди россиян сохраняется приверженность наиболее известным международным спортивным брендам, именно эти марки чаще всего становятся объектами подделок среди контрафактной продукции, доля которой, по мнению специалистов ABARUS Market Research, в России хоть постепенно снижается, но все еще достаточно велика. А на фоне «серого» «Адидаса» или «Найка» местная продукция, надо сказать, заметно выигрывает.
 
Как войти и не выйти
Несмотря на все возрастающую конкуренцию и внутренние проблемы, рынок производителей спортивной одежды остается чрезвычайно привлекательным как для действующих игроков, так и для «дебютантов». Кстати, немаловажную роль в формировании спроса на продукцию играют спортивные мероприятия, которые в огромном количестве проходили, проходят и будут проходить в Челябинской области. Предстоящие чемпионат мира по дзюдо (2014), тхэквондо (2015), хоккею среди юниоров (2018)  и другие международные старты являются мощным стимулом роста спроса на спортивные товары. А значит, в убытке швейники точно не останутся.
- Разумеется, перспективы в этом сегменте легкой промышленности есть. Люди стали больше заниматься спортом. Стали появляться любительские команды. Кто-то просто бегает по лесу или катается на велосипеде. И это тоже требует своей экипировки, - рассуждает Владимир Ципордей, генеральный директор группы компаний VITA-sport. – Но нужно понимать, что и убытков в таком бизнесе может быть много. Кривыми руками или из некачественного материала нельзя сделать хорошее изделие. Опять же без жилки и коммерческого чутья даже имея золотые руки можно провалить любое дело. Кроме того, нужно четко представлять себе рынок сбыта продукции, и иметь неплохой капитал для того, чтобы стартовать.
К слову, ни один из производителей спортивной экипировки так и не назвал стоимость вхождения на рынок и сроков окупаемости своей компании. И дело здесь не только в коммерческой тайне, но еще и в постоянных вложениях и, соответственно, невозможности свети дебет и кредит. К примеру, швейный бизнес Владимира Ципордея начинался с небольшого цеха площадью 60 «квадратов», в котором работали 4 швеи, было 3 швейных машины.
- Производство требует постоянных вложений на новое оборудование, ремонт, расширение штата сотрудников, закупку тканей, - говорит руководитель фабрики «Аппарель». – Чтобы расти, нужно двигаться вперед, а не пилить заработанные деньги.
Примерно такой же ответ по своему «старту» дали в «Медале»
- Сколько нужно? У всех разная стоимость вхождения на рынок. Мы, к примеру, начинали с нуля и без стартового капитала. Влезли в кредиты, которые выплатили только спустя 3 года, - рассказывает Лидия Федотова. – Мы сразу же пошли на высокую аренду. Конечно, затраты отбивали долго. Но в итоге все окупилось.
В едином мнении эксперты сошлись и в другом: чтобы бизнес оставалось на плаву, нужно не только понимать, но и любить швейное производство. Более того, быть настоящим фанатом своего дела и спорта, и не рассчитывать на моментальную выгоду